Ковер для пола — выбираем орнамент — 40 Фото

Ковер – основная составляющая любого интерьера. Обратимся к истории возникновения ковров. На западе ковры столетиями считались дорогостоящим изделиями, необходимыми в быту, украшающими дом. На востоке ковер являлся хранилищем культурной информации.

Ковер для пола — фото

 

 

Ковер представляет собой художественное, эмоциональное, религиозное воплощение народного творчества. Это связано с кочевым образом жизни и мировоззрением народов Азии. Для кочевников ковер благодаря многофункциональности и прочности имел большое значение в быту. Легко переносимый, ковер полностью удовлетворял мусульман в связи с каждодневной молитвой, обеспечивая «чистое» пространство.

При распространении ислама ковры начали украшать абстрактными узорами религиозной символики, следуя иконоборческой традиции. В ряде регионов Азии ковер является священным предметом, показывающим его связь с определенной культурой. В древности ковры использовались в основном для покрытия пола. Самый старый ковер в мире хранится в Эрмитаже, время его создания – около V века до н.э., предположительно он был произведен в высокоразвитом армянском царстве Урарту. Вытканные на коврах узоры имеют особое значение, которое нельзя обойти вниманием при покупке этого изделия. Многие символы орнаментального декора несут глубокий смысл.

Таковым является зооморфный и растительный характер иконографии ковров, уходящий своими корнями в эпоху языческих культов, наделявших изображения того или иного животного или растения охранительными функциями. Так зороастризм был официальной религией персов до прихода ислама. Из птиц часто встречаются изображения орла (символ мощи и царского достоинства), павлина, петуха (символ пробуждения жизни), птицы Симург (символ бессмертия).

В декоре с животными встречаются символы барана и козла. Подчас ограниченное пространство ковра и технические возможности ткачества не позволяют изобразить животное целиком, потому условно изображалась часть тела существа, приобретая геометрические очертания. Основной иконографической темой растительного орнамента служит изображение древа жизни. Для азиатских племен растительность редких оазисов говорила о наличии воды необходимой для выживания в пустыне. Поэтому растущее дерево — символ плодородного оазиса, символ жизни.

Также буйство растительности в иконографии персидских ковров ассоциировалось с идеей рая как цветущего сада. В геометрическом орнаменте древо жизни изображается в форме якоря. Древним является сюжет с изображением двух птиц по бокам древа жизни. С приходом ислама древо жизни заменила ваза с цветами с соловьями по обе стороны. Этот сюжет отражается в орнаменте зеллолсолтан. Он стал метафорой возвышенной любви, в которой влюбленные сравниваются с цветами и соловьем. Гранатовое дерево – очень востребованный мотив восточного ковра. Его изображение встречается и в исламской иконографии, и в Китае.

Гранатовое дерево для роста требует минимум влаги, способно произрастать в засушливой пустыне, то есть является маленьким чудом природы. В геометрическом узоре ковром часто встречается свастика (зазубренный крест). В центре многих композиций геометрического орнамента размещается восьмиугольная звезда, созданная на основе свастики. Многие индоевропейские народы исповедовали политеизм, небо для кочевников было неизменным ориентиром, а свастика представляет собой центр неба, с исходящими лучами.

К строгим символам ислама относятся рука Фатимы, куфический орнамент, который используют на кайме анатолийских ковров. Он воспроизводит в адаптированном виде буквы древнего арабского алфавита, которым мусульмане придают огромной сакральный смысл. Также в декоре ковров изображают архитектурный элемент михраб — ниша, которая в мечети всегда обращена в сторону священной Мекки. В иконографии китайских ковров эмблемам, знакам и символам уделяется большое значение, ведь сама письменность Китая состоит из знаков. Декор китайских ковров ограничен, композиция не перегружена элементами. Отдельные сюжеты на монохромном фоне являются отличительной особенностью китайской культуры, китайцы не испытывают ужаса пустоты. Изображение дракона не является для народа Китая символом зла.

Дракон – мифическое животное, которое приносит счастье, а также является носителем царского достоинства. Много внимание в искусстве Китая уделяется прославлению природы, этим объясняется симфония цветения в узорах китайских ковров. Символичны изображения лотоса (символ чистоты и лета), нарцисса (символ зимы и добрых надежд), цветка персика (символ весны и регенерации), хризантемы, пиона, терновника, бамбука. Из представителей животного мира в иконографии китайских ковров присутствует лошадь (символ храбрости), олень – знак силы, ласточки, аист, летучие мыши. Религиозное значение имело изображение собаки Фо, по преданию она охраняет сон Будды.

Также встречаются мифические изображения единорога (символ мудрости), птицы феникс. Природные явления представлены в характерном сюжете «ожерелье облаков», который характерен для ковров ручной работы. К ярким религиозным символам относится изображение инь и янь, заимствованное из даосизма. Выбирая ковер нельзя забывать о своей культурной принадлежности, религиозных и эстетических воззрениях.

Текст — lenagu

Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий