Такелажные скобы: разновидности и особенности использования
Стальная крепежная скоба (серьга) является важным связующим звеном такелажной и грузоподъемной оснастки. Она имеет изогнутую в форме подковы спинку, концы которой снабжены проушинами и соединены поперечным элементом (штифтом). С ее помощью можно быстро соединить канатные и цепные ветви, прикрепить их к опорам, подъемному механизму или грузу. Полученное соединение является быстросъемным, что позволяет ускорить и облегчить операции по строповке и фиксации грузов. Крепежные скобы представлены в магазине «Крепком» в широком диапазоне типоразмеров.
При выборе этих такелажных приспособлений следует учитывать, что они делятся на:
-
грузоподъемные;
-
негрузоподъемные.
Скобы общего назначения изготовлены из сплавов низкой прочности, применяются в статических системах для организации слабонагруженных растяжек и подвесов. Скобы грузоподъемного назначения выполнены из высокопрочной легированной стали, имеют большой запас прочности (4:1, 5:1, 6:1) и рассчитаны на работу в широком диапазоне нагрузок – от нескольких сот килограмм до нескольких тонн. Преимущество такелажных скоб класса прочности 8 и 10 перед съемными связками низкого класса в том, что они имеют меньший вес и габариты при той же грузоподъемности.
Серьги штифтовые, применяемые в системе буксировки автомобилей, именуются шаклами. При их выборе нужно ориентироваться не только на «тоннажность», но и на диаметр штифта, чтобы он подходил под буксировочную проушину вашего автомобиля.
В зависимости от формы спинки скобы монтажные делятся на:
-
прямые (российское наименование СА)
-
омегообразные (СИ)
Прямые или U-образные соединители применяются в составе одноплечных подъемных приспособлений. Изогнутая форма скобы «Омега» позволяет захватить более одной строповой ветви и, благодаря оптимальному радиусу изгиба, оптимально распределить нагрузку между ними.
Все монтажные скобы запираются с помощью поперечного штифта, который может быть винтовым или в форме болта. Винтовой «палец» вкручивается в резьбовое ушко серьги, что позволяет оперативно замыкать и размыкать ее. Для статических систем такой вариант вполне приемлем, но для манипуляций с грузами необходим более надежный замок, который не выкрутится при динамических нагрузках и при перемещении петли стропа на штифт. Таким замком является болт, который фиксируется гайкой и шплинтом.
При выборе грузовых скоб следует взять во внимание условия их эксплуатации и степень защищенности от коррозии. В целях защиты от агрессивных факторов внешней среды на них наносят цинковое или лакокрасочное порошковое покрытие. Такелажные скобы, длительно пребывающие под открытым небом, использующиеся в портах и промышленной среде изготавливают из нержавеющих аустенитных марок стали А2 и А4.