Старинные рецепты приготовления папье-маше

Папье-маше — старейший композиционный материал, известный еще в Древнем Мире. Рецепты папье маше всегда состоят из двух основных компонентов : бумаги и клея. Папье-маше относительно дешев, несложен в обработке, пластичный, многоцелевой в применении; после сушки в нем почти не остается влаги и он приобретает большую прочность.

Считается, что появилось папье-маше  в Китае. Сохранились изделия из папье-маше, датированные 2 веком нашей эры. Это были шлемы лучников, которые для большей прочности пропитывали лаком.
Затем папье-маше проникает в Японию и Персию, где широко применяется при производстве  ритуальных масок.
В Европе папье-маше появилось в 17-ом веке во Франции, что и отразилось в названии этой техники (папье-маше в переводе с французского — рваная бумага).
В 19-ом веке в Англии была изобретена методика, позволяющая получать лакированные изделия способом склеивания слоев бумаги с последующим запеканием в  горячей духовке;  получаемый материал был прочнее дерева.
В те «допластиковые» и «дополимерные» времена из папье-маше делали все — и  декоративные изделия, и даже мебель.
Не надо далеко ходить, чтобы привести пример из российской истории: лепнина в Большом Театре, пережившем недавно реконструкцию, восстановлена,  как и была  раньше, из папье-маше. Ведь этот материал «из бумаги» легче гипса, потому более удобен для подобного декора.

Папье-маше — исключительно экологичный материал. В его составе вываренная бумага и пластификатор. В роли последнего современные мастера чаще используют клей ПВА — тоже полимер, хотя и не самый вредный. Однако традиционно в папье-маше применялся обычный клейстер из муки или клеи из естественных компонентов: костный (их костей животных), казеиновый (на основе казеина – высушенного творога), рыбий (из плавательного пузыря рыб осетровых пород), мездровый (из мездры — нижнего слоя шкуры животных).
Еще экологичней папье-маше становится, если под бумагой подразумевать не газеты  ( в типографской краске содержится свинец, которого лучше избегать).

Итак, для изготовления массы  папье-маше требуется бумага и клей, при чем, если с бумажным компонентом  все более или менее однообразно, то клея существует большое разнообразие. Например,  в Германии  клейстер варили из ржаной муки,  в Англии для этих целей использовали картофельное пюре, а в Индии применяли смесь рисовой муки с смолами местных растений.

Кроме этого, для различных типов изделий существуют различные наполнители в добавку к бумаге: желатин, масло, опилки, гипс. Для защиты изделий из папье-маше (бумага все-таки!) в старинных рецептах в бумажную массу добавляется чеснок или табачные листья (от насекомых), подмешивалась зола (чтоб сделать его несъедобным для грызунов), а также для придания приятного запаха добавлялась гвоздика и корица.

Несколько старинных рецептов изготовления папье-маше и изделий из него

(Рецепты приведены по книге «Справочник кустаря», «Производственная техно — химическая рецептура»,
составитель Г. Г. Бродерсон, 3 издание, Москва, 1931 г.)

Папье-маше для игрушек. В подходящем сосуде (бочке, чане) замешивают 50 кг мелко истолченного и отмученного глинистого сланца с 20% тряпичной бумаги, 30% алебастра и достаточном количеством воды до состояния жидкой кашицы. Эту массу наливают в закрытые полые формы, предварительно смазанные каким-либо жиром. Через несколько минут в форме образуется корка, после чего выливают лишнюю жидкую массу, вынимают готовый предмет из формы и просушивают его, затем покрывают лаком.

Папье-маше для статуэток и декоративных изделий. Массу хорошо вымешивают до густоты теста и раскатывают на столе скалкой. При формовке полученные листы нарезают кусками нужной величины и вдавливают их при помощи особых деревянных лопаточек в формы (следя за тем, чтобы масса папье-маше не разошлась и не дала трещин). В очень глубоких местах формы (головы статуэток и т.п.) вдавливают еще кусочек бумажной массы, для того, чтобы все места были заполнены. Выступившую воду снимают губкой, вынимают оттиск из формы и дают просохнуть на проволочной сетке.

Папье-маше как строительный материал. К бумажным обрезкам прибавляют водный раствор: 100 г крахмала, 100 г гуммиарабика, 100 г двухромовокислого калия, 300 г бензина (пропорция: 6 химикалий на 44 бумаги). Эту массу прокатывают скалкой, получая листы и покрывают их раствором (из 16-ти частей клея и 1-ой льняного масла), затем прессуют в прочные доски. Пресс можно сделать самим из двух железных листов. Для высокой прочности бумажные доски оставляют под прессом на неделю.

Огнеупорное папье-маше. Делают раствор: 100 г кремненатриевой соли, 200 г квасцов, 200 г углекислого калия, 300 г водного нашатыря (пропорция: 8 химикалий на 40 бумаги). Для склеивания применяют крахмал. В остальном поступают, как сказано выше.

Папье-маше для полов. Удерживают тепло и при ходьбе не издают звука, напоминают половики из линолеума. Изготовление: бумажное тесто смешивают с небольшим количеством цемента, эту массу наносят на толстую сетку, растянутую по земляной настилке, после чего укатывают катком. Когда масса высохнет, ее покрывают краской.

Папье-маше для филенок и облицовок. Эта масса служит для изготовления филенок и облицовок жилых домов, пароходных кают, железнодорожных и трамвайных вагонов, экипажей и т. д.  Ее можно строгать, пилить, клеить, прибивать гвоздями, она не расщепляется и не дает трещин, на открытом огне ее можно гнуть, придавая ей элегантные формы, можно красить, полировать, лакировать, масса нечувствительна к перемене температуры. На открытом огне ее можно гнуть, придавая ей элегантнейшие формы, и ее можно, лучше, чем дерево, красить, полировать и лакировать. При этом краска, политура и лак держатся на ней гораздо прочнее, чем на дереве.
Изготовление: берут 70% тряпья, 10% джута, 15% бумажных обрезков, 5% бумаги. К этой массе прибавляют воду и вымешивают. Полученную кашицу высушивают и прибавляют 40-50% вареного льняного масла и размешивают до получения однородного теста. Тесто утрамбовывают в формы нужных Вам размеров или прокатывают для получения панно.

Водонепроницаемое папье-маше. В ванну из серной кислоты прибавляют раствор хлористого цинка (1 весовая часть цинка на 32 части кислоты) и оставляют стоять. Когда жидкость охладиться, прибавляют декстрин (1 весовая часть декстрина на 4 весовых части раствора). Затем масса папье-маше опускается в ванну из обыкновенной поваренной соли и воды.
Вместо цинка можно употреблять железо, а вместо декстрина яичный белок, кровь, бумагу или бумажную массу. Этим раствором обрабатывают массы из папье-маше.

Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий